Лаборатория финансово-кредитных механизмов экономического развития
Отделение |
Макроэкономики и моделирования региональных систем |
Руководитель лаборатории |
Сергей Владимирович Граборов - ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук |
Телефон |
+7(499)724-24-98 |
|
|
Направления деятельности
Модели и методы оценки и стимулирования экономической эффективности и социальной справедливости макро и микро хозяйственных объектов.
|
|
Основные сотрудники |
Граборов Сергей Владимирович - ведущий научный сотрудник Павлов Руслан Николаевич - старший научный сотрудник Афонина Светлана Викторовна - ведущий инженер Жукова Маргарита Владимировна - ведущий инженер Чернявский Владимир Сергеевич - ведущий инженер |
Основные результаты исследований:
1. Проведен анализ роли социального предпринимательства в качестве катализатора технологических нововведений, позволяющего смягчать противоречия, порождаемые формированием нового технологического уклада. Высокотехнологические социальные предприятия также обладают определенным потенциалом как предприятия, ускоряющие процесс перехода к новому технологическому укладу. Следовательно, для их развития было бы целесообразно создание особых экономических зон в таких инновационных центрах, как «Сколково», для привлечения инвесторов и других заинтересованных лиц.
2. Выявлено три фактора, сдерживающих развитие социального предпринимательства в России. Первый фактор – распространенное убеждение о финансовой независимости социальных предприятий, их самоокупаемости и независимости от внешних источников. Второй фактор – отсутствие необходимой инфраструктуры для поддержки социального предпринимательства в виде институтов социального фондового рынка или законодательно регулируемого прозрачного рынка микрокредитования. Третий фактор – использование ложных критериев оценки социально-предпринимательских проектов фондом «Наше будущее», сводящихся к самоокупаемости и оригинальности проектов в ущерб социальной значимости.
3. Раскрыта сущность категории добавочной прибыли, или квазиренты, как части рентных доходов с позиций классической политической экономии. Она не имеет такого устойчивого характера, как природная рента (это может быть связано с появлением новых технологий, разработкой и производством новых видов продукции, завоеванием новых рынков и т. д.), что, в свою очередь, определяет собственника этой части рентных доходов. В современных условиях необходимо стимулирование данной части доходов с помощью пониженной ставки налогообложения.
4. Выявлена главная причина необоснованно завышенной стоимости государственных инвестиционных проектов и роста объемов незавершенного строительства: влияние негативных факторов на доминирующую в инвестиционной сфере строительную отрасль. Показано, что в существующих условиях возникают производные инвестиционные проекты, которые препятствуют развитию промышленных отраслей с высокой добавленной стоимостью и ослабляют уровень экономической безопасности.
5. Предлагаются меры по преодолению монополизации оптовой и розничной торговли в России. Рассматриваемые методы монополизации: вытеснение с рынка небольших магазинов розничной торговли (ликвидация) или поглощение (слияние) мелких конкурентов. Предлагается использование прогрессивного налогообложения; при этом в качестве индикатора перевода на прогрессивное налогообложение следует использовать не чистую прибыль, а валовую выручку. Кроме того, считается целесообразным: сделки по слиянию крупных компаний (одного и того же вида деятельности) должны сопровождаться повышенной ставкой налогового бремени; понятие «эксклюзивный представитель торговой марки» должно быть ограниченно в своих правах.
6. Разработан метод решения модели оптимизации налогообложения граждан для случая многих видов доходов и имущества. Значимость такой модели определяется возможностью ее реализации на практике при наличии соответствующей статистической информации по налогам и сборам. Математически она представляет собой задачу нелинейного программирования специального вида, позволившего построить процедуру прямого расчёта оптимальных значений искомых налоговых ставок. Для доходов, имущества и потребления богатого меньшинства они устанавливаются на максимально допустимом уровне, а для граждан с низкими и средними доходами налоги вычисляются исходя из требования покрытия разности заданных бюджетных расходов и налоговых платежей меньшинства граждан.
7. Разработана обобщённая схема перехода от исходной долгосрочной оптимизационной модели к модели с ограниченным плановым периодом.
8. На основе данных государственной статистики разработан метод построения налоговой функции, применимой для расчета справедливых ставок прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. В основу метода положен принцип справедливого налогообложения, описанный в статье «О справедливой шкале прогрессивного налогообложения» (ЭММ, 2018, т.54, №4). Проведены расчеты, позволившие продемонстрировать, какими могли бы быть справедливые ставки НДФЛ в конкретных условиях 2015 – 2017 гг.
9. Предложена модификация модели распределения ресурсов между технологическими укладами. В результате анализа модели распределения ресурсов между двумя технологическими укладами был предложен вариант такой модели, в которой представлены различные виды бизнеса (малый, средний и крупный). На начальной стадии, в основном, «разведчиком» этой длинной волны является малый бизнес, использующий малые наличные ресурсы. В то же время в фазе внедрения средний и крупный бизнес «принимают эстафету» у малого бизнеса и в тогда происходит перераспределение ресурсов между ними.
10. Проведён анализ и расчет горной ренты за 2017 год по компании Роснефть и по нефтедобыче РФ в целом, на основании методик, предлагаемых российскими экономистами. Делается вывод о том, что рентный доход в нефтедобыче следует рассчитывать на основе показателей, отражающих эффективность промышленности РФ. При этом, величина горной ренты, как дохода собственника недр – государства, позволяет сделать вывод о дополнительных возможностях налогообложения и целесообразности повышения налоговых доходов государства в нефтедобыче. |
|
Основные публикации |
Павлов Р.Н. Основные тенденции в макроэкономических исследованиях фаз длинноволновой динамики. Теория и практика институциональных преобразований в России: сборник научных трудов / под ред. Б.А. Ерзнкяна. Вып. 45. – М.: ЦЭМИ РАН, 2018, с. 47-51. Павлов Р.Н. Политическая экономия как теоретико-методологическая основа для выявления основных тенденций развития социального предпринимательства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018, Т. 11, №4. С. 235–251 (WOS, SCOPUS, ВАК). Граборов С.В. Многокритериальная оптимизация налогообложения // Вестник ЦЭМИ, 2018, вып.1. Пителин А.К. О справедливой шкале прогрессивного налогообложения // Экономика и математические методы, 2018, том 54, № 4, с. 29-40 (WOS, ВАК). Павлов Р.Н. Основные факторы, сдерживающие процесс развития социального предпринимательства в России // «Теория и практика институциональных преобразований в России» (под ред. Б.А. Ерзнкяна). 2019, Вып. 47, с. 79-87. Чернявский В.С. Монополизация рынков как угроза развитию малого и среднего предпринимательства (на примере работы оптовых и розничных магазинов) // Вестник МИРБИС, 2019, №3. – С. 52 – 59 (ВАК). Граборов С.В. Мажоритарная оптимизация налогообложения доходов и имущества граждан // Экономика и математические методы, 2019, том 55, №4, с. 28-42 (WOS, ВАК). Граборов С.В. Оптимизационные задачи с вероятностными ограничениями // «Теория и практика институциональных преобразований в России» (под ред. Б.А. Ерзнкяна). 2019, Вып. 48, с. 53-61. Пителин А.К. Иллюстративные примеры справедливого налогообложения личных доходов // «Теория и практика институциональных преобразований в России» (под ред. Б.А. Ерзнкяна). 2019, Вып. 48, с. 159-170. |