Семинары

15.06.2022 ОНЛАЙН-СЕМИНАР "Прикладная статистика и моделирование реальных процессов"


Научные руководители: Афанасьев Михаил Юрьевич,
Варшавский Александр Евгеньевич,
Пересецкий Анатолий Абрамович
Ученый секретарь: Макарчук Нина Ивановна

Очередное заседание семинара "Прикладная статистика и моделирование реальных процессов" состоится:

15 июня 2022 года, в среду, начало в 11 часов.

Заседание семинара проводится в формате ZOOM–конференции

Ссылка для входа в ZOOM конференцию:
Научный семинар "Прикладная статистика и моделирование реальных процессов" 
Время: 15 июня 2022 11:00 Москва
Подключиться к конференции Zoom
https://us06web.zoom.us/j/85439626181?pwd=TVpHMDllN3Y1bFVzVU92MFJiRkYvdz09
Идентификатор конференции: 854 3962 6181
Код доступа: 573262

Программа заседания:

Степанов Владимир Сергеевич (ЦЭМИ РАН)
Интегральный индикатор транспортной инфраструктуры и его применение в моделях благосостояния населения

Аннотация:

В работе активно использовалась методология построения интегральных индикаторов (ИИ), развитая в работах С.А. Айвазяна [1]. На её основе было создано несколько таких индикаторов. Часть из них − включая инфраструктурный индикатор, а также ИИ по уровню благосостояния населения (УБН), − была построена по данным 75-ти регионов страны за год t [2] . Списки переменных для их построения приводятся ниже (см.табл. 1, 2; в правой колонке ̶ результат их группировки). Два прочих рассчитаны, по панельным данным Росстата для всех областей из ЦФО за 2015,…, 2019 гг. Самостоятельный интерес представляет динамика ИИ уровня благосостояния населения (УБН) за ряд лет.

Однако фокус внимания был сконцентрирован на разработке двух моделей множественной регрессии, одна из которых имеет переменную структуру, т.к. свободный член в ней зависит от фиктивной переменной. Одна модель регрессии строится по панельным данным для 85 наблюдений из ЦФО, а вторая – по 67 регионам страны (с индикатором УБН, взятым за 2018 год).

Инфраструктурный индикатор играет в каждой из моделей роль объясняющей факторной переменной, наряду с прочими факторами. Последние были связаны (прямо или косвенно) с социально-экономической политикой, проводимой в регионах федеральными и/или региональными органами власти. Её в нашей работе характеризуют такие переменные, как ожидаемая продолжительность жизни граждан мужского пола, показатели развития науки и использования инноваций, цифрового развития и др. Зависимой переменной в этих моделях является ИИ УБН за год t , а многие факторы входят с лагами.

После статистического оценивания параметров по МНК и исследования по точности, каждая из моделей применялась для прогнозирования ИИ УБН в регионах с горизонтом 1-2 года. Для каждой модели рассчитаны средние коэффициенты эластичности. В результате обе модели могут быть полезными при формулировке приоритетов в ходе разработке стратегии развития регионов.

Также небольшая часть доклада будет посвящена применению двухпараметрического семейства моделей спектра матрицы ковариаций, предложенного в асимптотике растущей размерности проф.В.И Сердобольским (в плане улучшения методологии из [1] для случая большого числа показателей).

ТАБЛИЦА 1.
Показатели для построения интегрального индикатора ТИ

Содержание  переменной, характеризующей транспортную инфраструктуру в регионах России

Блок

Доля длины “асфальтированных автодорог” (ААД; или  дорог “с твёрдым покрытием”) в протяженности автомобильных дорог общего пользования  в регионе  (АДОП), [%]

1

Доля длины “усовершенствованных ААД ” в протяженности всех ААД[%]

2

Доля АДОП  регионального и межмуниципального значения, что содержатся  в регионе в  нормативном состоянии, [%]

1

Густота  региональной сети АДОП, взятой  в варианте “твёрдое покрытие”

2

Уровень пропускной способности  АДОП  (считается через соотношение общей длины  АДОП и числа автотранспортных средств, что есть в регионе)

1

Доля АДОП федерального и регионального значения, что работают “в перегрузке”; [%]

3

Аналогичная доля АДОП  регионального и межмуниципального значения; [%]

3

Густота сети железнодорожных путей общего пользования; (км /103 км2)

2

Число лиц, погибших в ДТП в расчёте  на 10 тыс. транспортных средств региона

3

Число  погибших в ДТП  в расчёте на 100 пострадавших жителей региона

3

Густота внутренних водных судоходных путей в регионе; (км /103 км2)

4

Часть из этих переменных приводится Росстатом непосредственно; прочие легко рассчитать по открытым данным (Росстат, ЕМИСС).

ТАБЛИЦА 2.
Список показателей для построения ИИ УБН

Показатель (переменная)

блока

1

ВРП  на душу в  i-м регионе, взятый  в соотношении с ПМi /ПМРФ  

1

2

Розничный товарооборот вместе с объёмом платных услуг (считается аналогично) 

1

3

ДД/ПМ – покупательная способность среднедушевых денежных доходов (ДД)

1

4

Доля расходов на покупку продуктов питания (включая питание «вне дома»), вместе с затратами на оплату ЖКХ (с покупкой топлива) 

2

5

Доля расходов на образование в структуре расходов потребления домохозяйств

2

6

Средний депозит физических лиц на рублёвых счетах в СБ РФ, в доле от ПМ

1

7

Средняя обеспеченность граждан региона общей жилой площадью [кв. м.]

3

8

Ввод в действие общей площади жилья в жилых домах, на 1000 населения

3

9

Доля ветхого и аварийного жилищного фонда среди всего жилфонда региона, %

3

10

Интегральный индикатор по благоустройству жилья  (ИИ БЖ) 

3

11

Средняя обеспеченность личными легковыми автомобилями 

1

12

Доля малоимущих – численность жителей региона, имеющих ДД  ниже ПМ

2

13

Показатель финансового положения  домохозяйств (ДХ)

2

14

Коэффициент фондов Кф   (показатель социального расслоения)

4

15

Доля  ДХ  региона  с  доступом к сети Интернет (среди всех его ДХ)

1



Список литературы

Айвазян С. А. Анализ качества и образа жизни населения: монография. – M., «Наука», 2012. – 432 c. [Aivazian S. A. Quality of Life and Living Standards Analysis. – Berlin: De Gruyter, 2014].

Степанов В. С. Индикатор развития дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах и его применение для оценки уровня благосостояния // Труды II Гранберговской конференции Новосибирск, 11-15 октября 2021 г.: Сборник докладов Всероссийской конференции c международным участием «Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность», посвящённой памяти академика А. Г. Гранберга.– Новосибирск, ИЭ ОПП СО РАН, 2022. – C. 432-445. https://doi.org/10.53954/9785604607893_432



Возврат к списку

  • О ЦЭМИ
  • Организационная структура ЦЭМИ
  • Деятельность института
  • Научные исследования
  • Подготовка научных кадров
  • Публикации
  • Диссертационные советы
  • Новости
  • Точка зрения
  • Архив
Последние новости: